Горно-Алтайск, Altai Republic, Russia

Узнайте, кто живёт на Алтае

Коренные малочисленные народы

Алтайцы — коренной народ Сибири. Сегодня они живут на обширной территории Горного Алтая. Этнографы делят алтайцев на две группы: северных и южных.
Северные алтайцы
Живут в горно-таёжной зоне северо-восточного Алтая:
  • тубалары — в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша);
  • челканцы — по рекам Лебедь и Байгол;
  • кумандинцы — по реке Бия (Республика Алтай, Красногорский, Солтонский, Бийский районы Алтайского края).

У северных алтайцев основой жизни были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста.
Южные алтайцы
Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках:
  • теленгиты — в бассейне рек Чуя и Аргут, по рекам Чулышману и Башкаусу;
  • алтай-кижи — в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднем течении Катуни;
  • телеуты — по рекам Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), в Беловском районе Кемеровской области.

Южные алтайцы занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросительных каналов. Основной тип жилища — переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды — овчинная шуба.

Важную роль у всех племён играли выплавка железа и кузнечный промысел.
Южные алтайцы
Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках:
  • теленгиты — в бассейне рек Чуя и Аргут, по рекам Чулышману и Башкаусу;
  • алтай-кижи — в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднем течении Катуни;
  • телеуты — по рекам Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), в Беловском районе Кемеровской области.

Южные алтайцы занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросительных каналов. Основной тип жилища — переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды — овчинная шуба.

Важную роль у всех племён играли выплавка железа и кузнечный промысел.
Ценности алтайцев
Помимо земли, коренных алтайцев объединяют общие ценности. Чтобы начать говорить с местными на одном языке, стоит запомнить два важных слова.
Помимо земли, коренных алтайцев объединяют общие ценности. Чтобы начать говорить с местными на одном языке, стоит запомнить два важных слова.
Сööк
Сööк
Тамга
Тамга
Сööк
Сööк-тайагы аданаң,
Кан-балтыры эненең.

Кости-опора от отца,
Кровь-мышцы от матери.

(Народная поговорка)
Каждый алтаец относит себя к определённому сööку, передающемуся от отца. Сööк буквально означает «кость» и соответствует понятию «род».
По переписи 1897 года у алтайцев насчитывалось 68 сööков, в середине XX века зафиксировали 53. Самые распространённые из них — кыпчак, тöлöс, майман, тодош, иркит. Остальные малочисленны.
Каждый алтаец относит себя к определённому сööку, передающемуся от отца. Сööк буквально означает «кость» и соответствует понятию «род».
По переписи 1897 года у алтайцев насчитывалось 68 сööков, в середине XX века зафиксировали 53. Самые распространённые из них — кыпчак, тöлöс, майман, тодош, иркит. Остальные малочисленны.
Родовая тамга
У каждого рода существовала своя тамга (метка, знак).

Применение тамги в обиходе было многообразно. Ей пятнали табуны лошадей, размежёвывали земельные и пастбищные наделы, закрепляли личное имущество, делали подписи на документах.

По тамгам, высеченным на каменных стелах местных святилищ, определяли этногенетические процессы и направление миграций отдельных племён и родов.
Высекание тамги на курганных памятниках подтверждало пребывание родовой общины в этой местности.
Есть и сакральное значение. Считается, что местные народы оставляли тамгу во время священных праздников при совершении молебнов.

В древние времена тамгу наделяли и защитной функцией. Например, крест и круг применялись для защиты от злых духов и потусторонних сил.
Родовая тамга
У каждого рода существовала своя тамга (метка, знак).

Применение тамги в обиходе было многообразно. Ей пятнали табуны лошадей, размежёвывали земельные и пастбищные наделы, закрепляли личное имущество, делали подписи на документах.

По тамгам, высеченным на каменных стелах местных святилищ, определяли этногенетические процессы и направление миграций отдельных племён и родов.
Высекание тамги на курганных памятниках подтверждало пребывание родовой общины в этой местности.
Есть и сакральное значение. Считается, что местные народы оставляли тамгу во время священных праздников при совершении молебнов.

В древние времена тамгу наделяли и защитной функцией. Например, крест и круг применялись для защиты от злых духов и потусторонних сил.