Научная экспедиция на водоскат Учар

С 20 по 26 июля 2018 года в Алтайском заповеднике прошли научные полевые исследования на эколого-просветительском маршруте «Водоскат Учар». В ходе работ, на территории, прилегающей к экотропе, были заложены площадки для оценки рекреационного воздействия.

Изучение рекреационного воздействия на заповедную территорию - важный этап в отслеживании процессов в природных комплексах Алтайского заповедника. В экспедиции принимали участие научный сотрудник заповедника, дендролог Мирослава Сахневич и волонтер Марьяна Лукашева

Марьяна рассказывает о том, как прошла экспедиция. Впечатления волонтёра, помощника начного сотрудника Алтайского заповедника:

- Водоскат Учар (Большой Чульчинский водопад) – самый большой водоскат в Западной Сибири, который находится на территории Алтайского биосферного заповедника! Высота падения воды около 160 метров. Неприступным и мощным он представился перед нами, очередными его гостями…

Меня пригласили в качестве волонтера поучаствовать в полевой научной экспедиции с Мирославой Болеславовной Сахневич - научным сотрудником Алтайского заповедника. Цель экспедиции: закладка площадок для мониторинга антропогенной нагрузки на экотропе к водоскату Учар.

Мое путешествие началось от села Яйлю. Это был прохладный и мокрый день. 20 июля около 11 часов утра нас, с Мирославой Сахневич и госинспектором заповедника Сергеем Борисовичем Царёвым, повезли на моторной лодке к югу Телецкого озера. По дороге с Беле, забрали еще одного гос.инспектора Анисимова Игоря Евгеньевича.

На южном берегу озера нас забрала машина и мы поехали дальше по долине Чулышмана на расстояние 50 км. Чем дальше удалялись от озера, тем теплее и суше становилось за бортом машины. Такая просторная и величественная оказалась долина реки Чулышман – самого крупного притока Телецкого озера. Несмотря на то, что дорога была нелегкая, впечатления от «незнакомой» для меня природы подавляли все неудобства.

В нескольких километрах от села Балыкча нам показали место, где когда-то, со слов местных старожил, было небольшое поселение, которое погибло под ночным обвалом камней. На протяжении всей дороги лежат большие валуны камней. В некоторых особо узких местах было трудно разъезжаться со встречными машинами. Вот проехали село Коо, далее еще 6 км и вот мы уже на месте переправы через реку Чулышман. Из-за обильных дождей река бурлила. В два захода нас перевезли через реку на моторной лодке. До конечного места осталась пара километров пешком.

Мы с рюкзаками и множеством вещей двинулись к месту, где располагается контрольно-пропускной пункт Алтайского заповедника. Около 18 часов вечера мы были уже на месте.

Там нас ждала бригада сотрудников заповедника. Вновь прибывшие инспекторы приняли документы, а предыдущая смена уехала домой. Расположившись, мы с Мирославой Болеславовной поставили палатку, поужинали, посидели у костра и пошли отдыхать. В нескольких десятках метров шумела река Чульча. Первый день подошел к концу.

Утро началось в 6.30. Позавтракав, мы с Мирославой Болеславовной уже в 7.50 выдвинулись по направлению к Учару. Задачей дня был осмотр тропы и выделение мест под закладку площадок. Поначалу путь был легкий, мы довольно-таки быстро шли и разговаривали.

Уже в двух километрах от КПП мы подошли к реке, где проходит граница Алтайского заповедника. Перебрались по бревнам переправы и вот мы уже находимся на территории Алтайского государственного заповедника.

Чем дальше шла тропа вверх по долине Чульчи, тем труднее она становилась.

Тропа шла то вниз по осыпям, то вверх по большим камням. По дороге было много высокогорных временных водопадов, образованных осадками, большое количество караганы и можжевельника.

Нас догоняли и перегоняли ранние туристы. И было приятно, что столь трудный маршрут посещает большое количество людей разных возрастов. Погода была пасмурная, жары не было. Примерно на середине тропы наконец-то из-за горы открылся вид на Учар!

Казалось, что наша цель так близка! Но впереди ждал сложный участок тропы со страховочными тросами и еще половина пути.

Участок с тросами не вызвал у нас больших трудностей и через пару минут мы продолжили свой путь.

Далее нам встретились еще пара рек, одну мы перешли вброд, другую по бревнам. К тому времени от тяжелой дороги, острых камней начали болеть ступни и ныть колени. Но наша цель была уже совсем близка.

Из очередного поворота Учар открылся во всей красе! Вот дорога стала идти вниз, появилась сырость и грязь. Наконец-то цель была достигнута. Времени было около 12 часов дня. Водяная пыль летела во все стороны. Мощный и громадный Учар гремел на многие сотни метров. Увидеть его в такой силе в это время года огромная редкость.

Перекусив и немного отдохнув нужно было возвращаться. Ждала работа.

Условно наметив местонахождение будущих площадок, мы постепенно возвращались назад к лагерю.

В лагерь мы пришли около 18 вечера голодные и уставшие. К нашему счастью к тому времени был готов ужин. После тяжелого дня и дикой усталости было трудно уснуть.

Утро началось около 8.00. Позавтракав, взяв оборудование (прибор GPS), принадлежности для гербария мы отправились уже по знакомой нам тропе к Учару. Настроение было рабочее. Солнце то выходило, то пряталось за тучи. Закладка площадок происходила путем меток лентой их углов. Мирослава Болеславовна определяла экспозицию склона и описывала растительность. Моя помощь заключалась в отбивание высот, координат и сборе гербария. Таким образом в первый день мы заложили 4 площадки. В таком духе продолжалась работа последующие 2 дня.

Каждый вечер после ужина мы общались у костра. Было приятно и спокойно находиться среди такой компании!

На пятый день, перед днем отъезда, мы занимались гербарием: раскладывали и просушивали его. В этот же день у нас получилось выкроить время и сходить с Мирославой Болеславовной на Каменные грибы, расположенные в урочище Аккурум («Белая осыпь») на правом берегу реки Чулышман. Курумы в ущелье Карасу представлены каменными глыбами, которые имеют необычные рельефные формы. Такие формы образуются в результате выветриваний и водных эрозий отдельных горных пород. С годами более мягкие породы камня размывались под действием осадков, образуя «ножку» гриба. С каменных грибов открывается великолепный вид на долину Чулышмана. Именно здесь невольно приходит понимание, что человек лишь маленькая песчинка в этом большом мире!

26 июля в 8.00 Мирослава Болеславовна и я выдвинулись по направлению к реке Чулышман на переправу. Мне было приятно познакомиться с такими замечательными людьми как Сергей Борисович и Игорь Евгеньевич. С Мирославой Болеславовной мы знакомы еще с раннего моего детства. Хотелось бы выразить глубокую благодарность этим людям за их помощь в организационных делах, за понимание и просто за проведенное в теплой компании время!