Традиции заповедного Алтая/ ТОТЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
9 декабря 2016 года

Традиции заповедного Алтая/ ТОТЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В Республике Алтай проживают представители более 80 сööков – родов. Каждый род алтайцев имеет покровительствующее ему божество, называемое тöс, священную гору - тöс-тайга или байлу-тайга, священных животных и птицу, дерево или кустарник, называемых байлу-аҥы, байлу-кужы, байлу-агажы. Обожествление природы относится к элементам тотемного* культа.

Существует три основные функции родовых божеств:

1) созидательная – сотворение зародышей всего живого на земле: душ (сус) человека и скота (тын), а также других животных, птиц, насекомых, растений, деревьев;
2) охранительная;
3) посредническая – заступничество перед другими божествами.

К родовым божествам обращаются при переходе через высокие перевалы, при переправе через реки, при внезапном испуге.

Кроме родовых священных животных и растений есть еще и общие алтайские тотемные растения, к которым бережно относятся, почитают и используют в быту как лечебный, так и пищевой продукт.

Например, можжевельник – считается самым священным, особо почитаемым, этнически значимым растением.

Алтайцы верят, что можжевельник (арчын) обладает особой чистотой и священностью. Зажженной веточкой арчына окуривают больного человека, очищают жилище, колыбель, очаг; используют при сватовстве и как лекарство.

Береза (кайыҥ) популярна в алтайской культуре: шаманизме, эпосе, народном фольклоре, повседневной жизни, используют при свадебных обрядах. Ее считают священным деревом, и привязывают белые ленточки (jалама). Береза – родовое дерево алтайских сööков: майман, иркит, кыпчак, комдош. Вера в сакральное свойство и чистоту березы с особой силой проявляется в повседневной жизни. Березу срубают в двух случаях: с рождением ребенка – колыбель для новорожденного и для проведения свадебных обрядов. Но, перед тем как срубить дерево, человек просит прощение у него, окропляет молоком и повязывает белые ленточки.

В культуре алтайцев кедр (мööш) – священное, пищевое, используемое в быту, лекарственное растение. Особенно кедр почитают алтайские рода: тодош, моол. На кедр тоже привязывают белые ленточки (jалама). Орехи кедра используют как пищу, и делают масло. Из ветвей кедра делают настой, который используют в качестве компресса при головных болях.

Смотреть полностью  рубрике "Традиции заповедного Алтая"


Поделиться:
 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер